?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несправедливо забытая тема - становление "сословного" общества в СССР в 50-60 годах. Я давно собирал материал оной тематики, но буду постить кусочками.
К слову сказать, замечательный писатель В. Аксенов поднимает тему "стратификации"
общества в своем (почти неизвестном!) романе "Звездный билет". Это абсолютно хиповское произведение по духу, где присутствуют все элементы поздней субкультуры, но они еще не прорисованы. Читать здесь (книга дей-но хорошая, не пожалеете)
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=121079&lfrom=6



==Некоторые наброски===

Строго говоря, острие идеологии (и не надо со мной спорить, будто "идеологии" у хиппи не было) западных хиппи в основном направлено именно на искоренение всего старого: сословности (в США - страты), связанных с нею социальных ограничений.
Например, еще в 30 годах прошлого века существовали весьма жестко регламентирующие поведение "среднего" класса "этические нормы".
В известном многотомном труде "История США" сии тенденции молодежного бунта описываются весьма красноречиво. Впрочем, в духе "советской внешнеполитической философии".
Цитируем...
"...В социальном отношении бунт молодежи 60-х годов представлял со­бой реакцию на острейшие противоречия между новыми процессами, по­рожденными научно-технической революцией, и общественной системой капитализма в ее совокупности....Отсюда характерная особенность ле­ворадикального молодежного движения 60-х годов — органическое пере­плетение социально-политических и культурных аспектов...На протяжении всей истории движения 60-х годов молодые американцы связывали свои самые острые политические выступления с протестом против «системы деперсонализа­ции, превращающей молодежь в толпу роботов», и противопоставляли свои этические установки официальной морали.
...Помимо чисто возрастной психологической особенности, активизм студенчества 60-х годов также обусловливался изменением его социальной роли (аналогичным тому, которое претерпела интеллигенция) в результате расширения высшего образования в середине XX в., получившего название «бума высшего об­разования», и превращения высших учебных заведений из обеспечивав­ших привилегированный статус учреждений в фабрики по массовому изготовлению специалистов. Однако недовольство студентов было вызва­но не столько их неудовлетворенностью своим положением в настоящем, сколько неприятием открывавшихся перед ними перспектив будущего.
...Студенческое движение 60-х годов остро поставило насущные пробле­мы всего американского общества, такие, как отчуждение личности при капитализме и бездуховность буржуазной «этики потребления», бедность и расовое неравенство, задачи демократизации общественной жизни и вы­работки моральных критериев внешней политики.
...Взрыв леворадикального политического протеста молодых (антира-систские и антивоенные демонстрации, политические марши, «сидячие», забастовки в университетских зданиях, создание леворадикальных полити­ческих организаций и группировок) оказался неожиданным для боль­шинства американских исследователей и наблюдателей. Казалось, ничто в поведении «молчаливого поколения» 50-х годов не предвещало его бур­ной политической активности, свидетелями которой стали 60-е годы..
См http://www.history.vuzlib.net/book_o073_page_37.html

Как следствие - значительная часть "чисто хипповых заморочек", на взгляд многих американских исследователей, лишь борьба против "неравенства" и "сословности".
Так, грубые джинсы - символ нарочитого пренебрежения к американскому высшему обществу, путешествия - намеренный отказ от "приличного молодому человеку стремлению к упорядоченной жизни".
Желающим углубленно изучить вопросы "хорошего тона" в США сразу рекомендую
знаменитую книгу Эмили Пост (Emily Post, 1873–1960) "Этикет", которая была издана в США в 1922 году. Эта книга стала классикой американской литературы, она многократно переиздавалась, переводилась на разные языки, но с годами "совершенно не потеряла свою актуальность".
Читать русский перевод можно здесь http://s-slova.ru/page_slova_112108.html

Любопытная деталь - широко известные (но мало изученные) "поколенческие"
споры "физиков и лириков" в СССР имеют абсолютно схожую природу:
попытка зарождающейся интеллигенции СССР разобраться с технократическими
новшествами.
Цитирую знаменитую работу М.К. Петрова "Искусство и наука" с комментариями Э.В.Ильенкова:
"...В самом деле, совсем еще недавно гремели трубы и литавры генерального, последнего вторжения. Точные методы шли на штурм гуманитарных заповедников. Неслись отовсюду победные реляции: Машина переводит! Машина сочиняет стихи! Машина выдает ученому всю необходимую информацию! Машина судит! Машина выбирает президентов! В упоении первыми успехами мечталось о божественном и великом.... Даже самые трезвые головы несли дань машине. Дж. Бернал, например три года назад писал о биологическом барьере и его прорыве: <Этот прорыв разума за пределы биологических ограничений приведет в конечном счете к новому симбиозу машины и человека. Раньше человек использовал машины. Теперь человек и машина образуют единое целое. Они могут и должны будут научиться думать вместе> (1, с. 265).
А вот сегодня ничего этого нет. С боем завоеванные позиции отдаются скромно и без лишней шумихи. Мелькнет в сообщение о прекращении ассигнований на работы по машинному переводу... Экономист вдруг прикинет расходы на программирование, на постредакцию, на машинное время и схватится за голову. Что же случилось? Что кроется за этим смущенным ропотом отступления, за <фундаментальными трудностями>, <полувероятностными заключениями>, <миграционными характеристиками>, <родительскими группами>, <типологическим развитием> и т.п.? Если попытаться выразить все эти неодолимые помехи одним словом, то самым подходящим было бы творчество. Правда, речь здесь идет не о творчестве в традиционном его понимании или, вернее, непонимании; не о творчестве экстаза, горения, озарения и т.д. Творчество приобретает более четкие контуры, предстает чем-то более обыденным, простым и понятным - особым типом человеческой деятельности, которая совершается по своим правилам и несет определенную социальную функцию. Попытки исследовать точными методами язык, поэзию, музыку, художественную прозу, системы коммуникации и информации, хотя они и не дали ожидаемых результатов, не прошли даром. Они вскрыли, привели в связь группу давно известных в общем-то явлений, то есть, говоря философским языком, опредметили творчество как таковое, сыграли по отношению к творчеству ту роль, которую сыграл по отношению к Журдену учитель философии. Возникли условия для самосознания творчества, ибо те самые камни преткновения, которые вскрывались по ходу исследований как <фундаментальные трудности>, оказались вместе с тем и фундаментальными характеристиками самого творчества..."
Рекомендую читать статью полностью - это во многом дух эпохи.
См здесь http://www.situation.ru/app/j_art_1107.htm
И, конечно, "подобность" американским текстам 60-х очевидна.
Вплоть до мельчайших нюансов: почти сознательный идеализм, восхваление
творчества и т.д.

Но существовали ли сословия в СССР?
Сложный вопрос, тем более, что серьезные социологические исследования не проводились. Также традиционно под сословностью понимается:
"..Понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству..."
Поэтому я рискну обратиться к "гласу народа", нежели без конца цитировать "ученых мужей".
Итак, вот как оный вопрос освещается на форумах "Библиотеки материалиста":
"...Для СССР было характерно также и сословное деление общества. "В силу сохранявшегося все годы Советской власти внеэкономического принуждения" советское общество "оставалось по существу сословным (эта сословность на деле, конечно, вовсе не детерминировалась политическим принуждением, а и то, и другое являлись равноценными производными от природы бюрократизма вообще — А.Х.). Внеэкономический силовой характер перекачки людских ресурсов государством порождал и закреплял жёсткую систему социальных рангов и статусов. Юридически они не были закреплены (с одной стороны, из-за идеологических трудностей, а с другой — просто исторически времени не хватило — А.Х.). Место правового закреплённого социального статуса заняло идеологическое и партийное...
...Кстати, любопытно, что "с 1943 по 1954 г., в качестве декоративного дополнения были введены мундиры и знаки отличия для номенклатуры... Чиновники более 20 министерств стали носить мундиры, позволявшие с первого взгляда определить не только "кто есть кто", но и кому что положено" (48, с.30). Ну чем не средневековый Китай?!..."
http://www.materialist.kcn.ru/kniga10/s73.php3
Добавлю, что С.Г. Кара-Мурза считает фактор возрождения сословности с позднем СССР решающим в деле последующего распада государства.
Любопытно обсуждение на страницах "Самиздата" статьи Красных Татьяна "Феномен предательства, или Кто хозяин тут?"
"...Но в реале пришло к тому, что "винтики" выбирались из вполне определенного слоя
людей, который вполне подходит под описание сословия, только неофициального. Вместе с тем, и в дворянское сословие вполне себе переходили люди
"подлого звания" даже в средние века. Кстати, современное "либеральное" западное общество(как и памятное многим советское), яркий пример неустойчивого состояния,
чем дальше, тем больше становящегося похожим на вполне себе сословное общество.
Не знаю кому как из "верхних сословий" бывшего совка, а мне из одного из нижних даже в мои тогдашние 18 лет это прекрасно было видно. Про "здесь и сейчас" даже не говорю..."
http://zhurnal.lib.ru/k/krasnyh_t_a/fenomen-02html.shtml
Подобные цитированным мысли озвучивает Борис Виноградов в статье "«Кухаркины дети» и нынешние реалии"
...В отличие от заградительного сословного подхода предшественников царской России коммунистические власти закрепили принцип меритократии, при котором во власть рекрутируются наиболее достойные, одаренные и энергичные представители всех слоев общества. Принятый ими подход оправдывал социальное неравенство не только разницей в оплате труда, но и политическими, экономическими и иными привилегиями «новой интеллектуальной и управленческой элиты», вносящей большой вклад в развитие и благосостояние всего общества. Практическая реализация принципа меритократии привела к значительному отличию качества жизни между разрастающейся партийной и советской бюрократией и остальным населением...
http://www.apn.ru/publications/article21711.htm

Мажоры - запретная тема до сих пор. Это понятно - и ныне они правят бал, вырастая корнями из все тех же "мальчиков-мажоров.
Из аннотации к работе С.Г.Кордонский "СОСЛОВНАЯ СТРУКТУРА ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ"
"...В монографии поднимаются проблемы, связанные с социальной структурой современной России, которая рассматривается как двухкомпонентная: сословная и классовая. Сделана попытка представить социальную историю России как циклическое доминирование или сословной, или классовой структуры. Описаны принципы сословного устройства СССР и современные российские сословия. Выделены титульные (существующие по закону) и нетитульные (обслуживающие) сословия и показаны их отношения с классовой структурой..."
http://demoscope.ru/weekly/2009/0377/biblio03.php
Все сходятся во мнение, что мажоры возникли в СССР, но вот определить их труднее
Из статьи Е.Джетпыспаева: Молодежь позолоченная. (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1153812540)
..."Золотая молодежь" родом из Страны Советов. Появился этот термин еще в те давние времена, когда многое становилось доступным лишь очень ограниченному количеству людей. Детям партийных чиновников, дипломатов, деятелей торговли и так далее. Тем, кто имел доступ к дефицитным благам большой советской родины: новым румынским стенкам и стекленным дачам, партийным "волгам" и "чайкам". Они одевались в модные западные вещи, слушали пластинки заграничных групп, курили недоступные "Мальборо"....
Русская Википедия также "молчит" о загадочной природе мажорства, ограничиваясь
краткой статьей
"..Мажоры — советская золотая молодёжь периода «развито́го социализма». В социальном отношении близки к яппи и когяру. Появились в конце 1970-х — начале 1980-х и воспринимались как антипод субкультуры гопников. Несмотря на исчезновение ряда знаковых моментов и произошедшие изменения общественного строя, данное выражение по-прежнему остается актуальным и используется в разговорной речи..."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мажоры
Здесь же размещены стихи группы Ноль от 1992 г.

Размажорилось галерище поганое,
Разгалерились мажоры злополучные.
Все тут ходют важные да чинные,
И персты их златом-серебром окованы.
Днем и ночью их сумы-мешки набитые.
В них товару завались всякого разного
А товары не простые, а заморские.
А дела не простые, а мажорские.
А глаза да зубы — хищные, волчие,
Деловые, родовитые.
Припев:
Дети сытые толстых родителей!
Ворон выклюет вам жадные глазоньки!...

Понятно, что нелюбовь к мажорам - это поколенческое явление.
Так, в популярном посте "300 признаков того, что Вы родом из СССР или..."
пишется:
"...У вашей мамы до сих пор хранятся польские журналы мод
Всеобщий предмет нелюбви назывался "мажоры"
Вы твердо знали что два лучших сорта мороженого - это фруктово-ягодное за 7 коп. и в вафельном стаканчике с кремом за 21
Вы ездили в метро летом 80-го чтобы услышать как названия остановок объявляют по английски.."
http://www.myjulia.ru/post/102966/
"Глас народа" о манерах "мажоров" вещает весьма сурово:
"..Тот, кто думает, что мажоры изъясняются исключительно литературным языком, тот явно никогда ни одного мажора не видел:)) В МГИМО (я там бывала, ибо там училась моя сестра) парты исписаны матом, причем парты новые - не успели купить, а уже того... Про МГУ я вообще молчу: там не только парты, но и стены, и двери, там меняют мебель не так часто, как в МГИМО, поэтому голые бабы, нарисованные члены и мат живет дольше. В моем институте та же картина:)) Помимо парт, у нас еще и банкомат исписан матом, причем самое мягкое,что на нем написано,это "Дай денег падла", а парты сверкают стишками вроде "Я сижу на лекции, у меня эрекция, ничего не понимаю, членом парту подпираю" ха-ха-хаааа... Поэтому дуболомам, которые думают, что матерятся только дети продавщиц и алкашей предлагаю зайти в любой престижный вуз, полюбоваться на парты и особенно послушать речь студентов,сдающих экзамены... Не надо трендеть о том, чего не знаешь и думать что мажоры говорят прямо-таки стихами, они тоже люди:)) гыгы:)) ..."
http://www.lovehate.ru/opinions/68749

История появления мажор очень запутана.
Видимо, "мажоры" появляются прежде всего в советских высших учебных заведениях.
Даю длинную цитату из интереснейшего исследования, размещенного на "Компосте":
"...Для отпрысков перспективной молодежи дела обстояли несколько иначе, поскольку институция высших вузов по сути представляла собой замкнутую коммуникацию, со своим сложившимся за несколько последних десятилетий досугом. Выражавшимся не столько в комсомольских комнатах, библиотеках и кружках, сколько в бурном активном брожении в общежитиях и трудовых студенческих лагерях, которое изредка прерывалось выездами на посев и сборку овощных культур. Для более возрастной группы успевших завязнуть в семейных отношениях предлагалось участие в стройотрядах, где в эпилоге молодожены получали либо жилплощадь, либо заработок, несравнимый с обывательским....
....Подобное благоволение студенчеству присутствовало и в академических городках, где преобладало молодежное население, за счет разнородного распределенного населения были налажены связи с «большой землей» и заграницей.
....Само понятие неформальности, задолго до того как стать нарицательным именем каких-то околополитических образований, являлось порождением все той же студенческой среды, где, помимо формальных подразделений, допускалась инициативная деятельность групп «продвинутых» комсомольцев. Но в итоге начинания все равно происходили под эгидой комсомола, без какого-то реального продолжения. Так, расцветшее в конце 70-х достаточно массовое движение КСП, формализировавшееся в конце 70-х, пришло в упадок уже в первой половине 80-х. В Ленинграде и Прибалтике, где был более мягкий климат, под комсомольской эгидой были образованы рок-клубы, но в Москве все было намного жестче...
...Отдельная категория «преуспевающих» граждан существовала всегда и имела свою сложившуюся систему взаимоотношений. Даже постфестивальные коммуникации 60-х в виде советских стиляг джазового направления и тем более системы хиппи 70-х были далеко не первыми неформальными группами Советского Союза. Группы зажиточных модников находились в артистической декадентской среде 20-х, а также в среде городских пижонов и криминалитета периода НЭПа. Эта немногочисленная прослойка проходит красной линией через всю историю советского строя, обрастая связями, возможностями в торгово-производственной и номенклатурной среде, не сильно усугубляя расслоение в советском обществе в силу своей кулуарности и закрытости.
Но уже к середине семидесятых, в рамках построения «развитого социализма», скрывать неравномерный уровень проживания стало гораздо сложнее, а вскоре и попросту утратило смысл. Советская номенклатурная «элита» открыто посещала публичные заведения; цирк, ипподром и ресторации, а к концу семидесятых столицу потрясли антикоррупционные скандалы и серия крупных ограблений, выявивших очень крупные накопления в виде бриллиантов. Положение усугубляло бравирование собственными связями и происхождением части отпрысков этой прослойки, прогуливающих доходы родителей в центральных увеселительных заведениях, которые в субкультурных сообществах были обозначены как «мажоры», что подразумевало некую толщину.
...И если более пожилая часть элиты как-то старалась не подчеркивать собственное благополучие публично, предпочитая дачное и пансионатное времяпровождение, то молодая мажорная поросль выбирала местом праздного времяпровождения центральные увеселительные заведения и молодежные кафе, которые начали открываться в постолимпийский период.
Мажорная прослойка, гордо именующая себя на иностранный манер богемой и «золотой молодежью», в массе своей составляла не менее бесперспективный избалованный обеспеченный срез, на котором паразитировали хипстеры, фарцовщики и артистически-актерская богема, вскорости попавшая под это же определение.
...При этом стоит отметить, что уже к середине 80-х в силу сближения студенческой и мажорной части под термин «мажор» попадали и отпрыски зажиточных горожан, стремящихся в советскую интеллигенцию, но с мажорскими замашками и снобизмом, видимо, полагая их неким атрибутом культурности. Эта прослойка активно пополняла студенческие коммуникации беспечно просиживающих штаны и юбки в вузах ради социального статуса и успокоения родителей. И, так же как и мажоры, активно посещавших центральные модные заведения и рестораны, сбиваясь в компании от 10 до 30 человек. Крупнейшая же уличная коммуникация зажиточной молодежи находилась в ЦПКО и насчитывала более 300 человек, разбитых на небольшие компании. На начало 80-х в городе было не более 10 заведений молодежного характера, многие из которых находились при гостиничных или ведомственных комплексах. «Синяя птица», «Метелица», «Лира», «Белые ночи», «Космос», «Орленок», ЦДТ. Позже, с 84 года, активно заработали «Молоко» (кафе «У фонтана»), «Клетка» («Времена года» в парке Горького), «Конюшня» (Битца), «Ровесник» на Первомайской и «АБВГДейка» (в гостиничном комплексе «Измайлово»). Здесь общее количество посетителей и участников было на порядок выше за счет студентов, жаждущих развлечений, и зажиточных урелов, как-то следящих за модой, с которыми перемешались мажоры.
...Утюги – более активная, по-настоящему субкультурная коммуникация советских кажуалов, активно паразитирующая на мажорной прослойке. Речь идет о категории лиц, которую обобщенно называли «фарцой», на самом деле представлявшей собой достаточно развитую разновозрастную группу с собственной специализацией, иерархией. И системой ценностей, предельно циничной, но не лишенной романтики, бодрости и задора, поскольку участие в подобной коммуникации требовало различных навыков разной степени сложности.
Собственно самим обобщенным и морально устаревшим термином «фарца» обозначалась группа перекупщиков разнообразных дефицитных товаров, различным образом попадавших в руки владельцев. Поставщики подобной продукции, ездившие в иностранные командировки, проводники поездов, служащие торгового флота и гражданской авиации, на субкультурном сленге именовались «крючками», способные выцепить или зацепить из ниоткуда любую вещь под заказ. Эта была отдельная категория лиц, мало пересекавшаяся с дальнейшей схемой реализации. Под терминологию «фарца» попадали единовременно и предприимчивые граждане, способные вовремя скупить какой то модный товар и моментально его реализовать, и продавцы подобного товара....
http://kompost.ru/gruppy-page1.html
Очень познавательный текст, к слову сказать.

Уже в 70 годах, как справедливо пишет в своем обозрении детской моды zina-korzina (http://www.livejournal.ru/themes/id/13941), предпринимались попытки скрасить социальные противоречия даже на уровне школьной формы:
"...Кстати, в 1970-е в печати велись споры на тему: «А нужна ли вообще школьная форма?» Оказывалось, что всё-таки нужна и не столько потому, что любая форма – дисциплинирует, а, главным образом, чтобы не бросалось в глаза…социальное неравенство детей, а вернее - неравенство родительских возможностей.
Помню, было в те годы детское ателье "Машенька" (где-то в районе метро Смоленская). Так вот моя бабушка, не чуждая потребительского пафоса, решила, что и школьную форму следует шить только там. Меня туда отвезли, долго что-то мерили, выбирали оттенок коричневой шерсти, мне это всё было безразлично. В результате пошили что-то ниже колена, из тёмно-кофейной материи, в крупную плиссировку. Потом приобрели в "Детском Мире" какой-то не менее пафосный фартук с "крыльями". В общем, измучили меня изрядно и всё зазря - никого это не поразило, кроме некоторых мамочек. Кстати, именно в 1970-е годы среди некоторых родителей начались своеобразные «соревнования» по упаковыванию ребёнка в фирменные вещи. Типичная карикатура – молодая пара гордо ведёт ребёнка, чья одежда усеяна лейблами. Естественно, что дети в таких семьях едва ли не с младенчества оказывались вовлечены в погоню за «фирмóй».
В школьной среде начинает складываться молодёжная субкультура под названием «мажоры». Это были не просто дети обеспеченных родителей. Для допуска в ‘high life’ требовался набор «фирменных» вещей, крупные суммы карманных денег, знание современных направлений в музыке, в моде и, разумеется, особая философия потребления. «Мажоры» составляли крепкий костяк в школах с углублённым изучением иностранных языков..."

Так как научные исследования "мажоров" в СССР не велись (в самом деле, изучать мажоров невозможно в стране, где их существование отрицается!), в мажоры записывали всех подряд: от детей директоров крупных магазинов до фарцовщиков.
В позднем забавном исследовании "Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность",
выполненным с дикими методологическими ошибками, пишется:

"...ФОРЦА и МАЖОРЫ – как и попперы, мажоры появились на
развалинах рухнувшей системы ценностей; в СССР они появились в конце
70-х – начале 80-х гг. ХХ в., это люди, идущие за модой, ищущие престиж,
стремящиеся попасть в высший свет (именно здесь распространены
долговечные знакомства, связи, плотный отбор этих знакомств и тщательная
их фильтрация.)
Так как Экономический человек ищет пользу только в том, что
приносит пользу. Свой капитал они сколачивали на форце (спекуляции); с
60-х гг. в СССР выросло несколько поколений мажоров, воспитав в себе
неординарность, хитрость и невероятную энергичность. В конце
восьмидесятых годов сливаются с «хайлайфистами» и термин «мажор» стал
обозначать так же и выходцев из престижных семей, чувство собственной
исключительности и престижа.
Все категории мажоров с начала существования РФ стали именоваться
«новые русские» (по данным института социологии РАН, очень богатых
людей в России – 1,5%, среди крупных бизнесменов до 25% – имеют ученую
степень, 38% – закончили два вуза, от 80-до95% -получили высшее
образование; среди крупных бизнесменов «технари» составляют 71%,.."
http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=22986&p_page=16

"Глас народа" так определяет мажоров (со ссылкой на русскую Википедию):
"...«Мажор» 1970—1980х годов — это молодой человек (девушка), имеющий высокопоставленных и/или высокооплачиваемых родителей (партийных деятелей, сотрудников министерств, заметных чинов милиции, КГБ, военно-промышленного комплекса, руководителей предприятий, крупных научных работников, успешных спортсменов, деятелей культуры и так далее) и пользующийся благодаря этому возможностями, недоступными большинству его сверстников.

Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле (для СССР описываемого периода, где взрослые, работающие люди, даже имея деньги, могли купить автомобиль, лишь несколько лет отстояв в очереди — небывалая роскошь), владеет аудио- и видеоаппаратурой заграничного производства и, вообще, атрибутами заграничного быта. Он может проводить время на служебной даче родителей, если таковая полагается им по чину. Некоторые имеют возможность выезжать за границу, в том числе в капиталистические государства, и жить там с родителями..."
http://otvet.mail.ru/question/12188430/

В книге "МАЛЬЧИКИ-МАЖОРЫ, ЛЕТЧИКИ-ПИЛОТЫ" автор весьма ядовито рассказывает о судьбах мажоров во времена "ельциновского беспредела" - разумеется, "перестройка" оказалась выгодной прежде всего этим людям.
http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/00/359/61.html
Е. Гайдар - пожалуй, самая характерная фигура наследственного "мажора" в ельциновском окружении, весьма справедливо писал в своей книге "советская партноменклатура и ее дети осуществили "революцию" прежде всего в своих интересах".

У современных "офисных" мальчиков и девочек уже давно мажоры вызывают раздражение.
И, как всегда, им предлагают рецепты по принципу "чуть правды, побольше лжи".
Забавная статья "Мальчики-мажоры. Инструкция по применению"
http://www.rabota.ru/guide/tehniki/malchiki_mazhory_instruktsija_po_primeneniju.html
Цитирую отрывок
"...согласно Торе, младший брат не должен приносить даров Господу прежде старшего. Поэтому недовольство Каина можно объяснить не просто завистью к более «успешному коллеге по жертвоприношению», но и негодованием на нарушение Закона, сложившегося порядка вещей. Если никакая психотехника не помогает нормализовать рабочий тонус, то не стоит расписываться в собственной несостоятельности..."
Это советы, как не "замечать" мажоров на работе.

Потом продолжу выкладывать статейки и т.д.
От себя добавлю - перестройка проходила в том числе и под лозунгами борьбы с мажорством, как мы все помним. А в современных школах накал борьбы с мажорами достигает такой силы, что скоро мы будем лицезреть весьма печальные прецеденты.
Но это уже другая тема - хотя, я уверен, именно столь ярко выраженные классовые различия и вызывают постоянную "репродукцию" хиппи в нынешней России.
Замечу, на мой взгляд "нынешние хиппи" чисто социологически должны быть близки идеологически своим западным прародителям .

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
alterfrendlenta
Sep. 1st, 2009 11:38 am (UTC)
офф-топ
но при Каине не было Торы (и вообще традиций)
наоборот выходит - Тора узаконила т.з. Каина на чинопоследование)
john_riley
Sep. 1st, 2009 08:17 pm (UTC)
Ну об этом кажется Умка в каком-то интервью говорила. Что те молодые волосатые, которые приходят на ее концерты сейчас ближе оригинальной сан-францисской тусовке, им есть от чего отказываться в обществе портребления, скажем так, менеджерами они еще всегда успеют побывать. И в самом деле, смотря на фотки царицынских сборищ я убеждаюсь что тусня намного больше похожа на монтерей, чем тусовки в 90х.
caps_lo
Sep. 2nd, 2009 05:47 am (UTC)
можно и так сказать.. Однако проще сослаться на "экономику" -
мы достигли той стадии развития "общества потребления", когда актуальные для США проблемы 60-х всплывают и у нас.. То есть - манифест СДС для нас вообще раньше был непонятен - какой-то набор
смешных требований, а сегодня он актуален.
john_riley
Sep. 2nd, 2009 09:24 am (UTC)
Ну вроде бы у нас теперь полный набор - и общество потребления, и локальные конфликты, и борьба за гражданские права, и доступность мистических учений и музыки всякой навалом, а где они тусовки-то, все по флэтам сидят да на югах только оттягиваются.
caps_lo
Sep. 2nd, 2009 10:07 am (UTC)
Грубо говоря - именно так и начиналось движение хиппи - все оттягивались по югам)) Кстати, об этом много писали сами американцы, дескать, "хиппи очень мало и они только собой заняты". Все-таки, речь идет о т.н. "поколенческой идеологии" - когда какая-то небольшая груба лиц "выдвигает" эпохальные требования в виде философии - вот последней у нас еще нет. Вывод- как только появится, все будет ок)
( 5 comments — Leave a comment )