?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Контркультура и пиратские радиостанции..
Немного любопытных фактов.
Для начала все сюда могут глянуть http://fmtransmitter.narod.ru/ или сюда http://fm.spb.su/ - это старое доброе "Волосатое
радио". Сайты о пиратском радиовещании. Правда, на втором сайте ничего и нет - скромно висит табличка "пока ничего не готово".. Хотя сайт, безусловно, известный - без шуток. Просто раньше они по другому адресу жили. Дык. Можно еще сюда сходить
http://community.livejournal.com/radioismybomb/ - комьюнити-проект по созданию пиратского радио.
Ну да ладно, мой постинг не о "Волосатом микрофоне"...
История пиратского радиовещания до сих пор вызывает интерес у специалистов.
Но, если на "Западе" все более менее понятно, то о пиратском радио в СССР ходят легенды. Почему трудно писать о пиратском радио в СССР? Очень мало информации, но много баек. Кроме того... во-первых, есть определенные трудности
чисто технического характера - так, кажется невозможным в условиях жесточайшей "радиоцензуры" существование нелегальной радиостанции.
Пиратская радиостанция "по определению" должна вещать на
частотах, на которых работают именно радиовещательные станции. Иначе ее никто слушать не сможет чисто физически - ведь приемники "без дыр" дороги и, как правило,
представляют интерес прежде всего для радиолюбителей.
Наконец, пиратская радиостанция технически не способна "охватить"
большое пространство. Иными словами, радиус действия пиратской станции в лучшем случае будет около 5-10 км (а на деле для многих - 500-800 м). Это технических предел: подводимая мощность, антенное хозяйство, "мобильность" (напомню, некоторые западные пиратские станции вещали аж с яхт и парусных лодок), диапазон и т.д.
Таким образом, "эффективность" пиратской радиостанции зависит от
географии района, где она работает. Так, имеет смысл строить станцию в крупном городе, а не в сельской местности - в последнем случае станция может быть мощной, но слушать ее будут несколько человек. Ежели вы поднимаете мощность - к вам тут же вваливаются "люди в черном"
Российским (да и западным) журналистам в голову не приходит почесать репу и крепко подумать - как можно организовать "круглосуточное" радиовещание на
яхте, ежели для станции мощностью, допустим, 100 Ватт ... уже требуется
питание 20 А. Яхта, снабженная мощным передатчиком, автоматически превращается
в весьма крупное судно со своим дизель-генератором.
Фиг с ними, с журналистами - чего с дураков взять?...
Ниже небольшой обзор истории международного пиратского радиовещания.. картинки потом выложу..


Итак, несколько лет назад в российский кинопрокат вышла «Рок-волна» — комедия о безбашенных и героических сотрудниках британского пиратского радио. Странный поворот истории: противостояние ханжеской власти и нелегальных промоутеров современной культуры кажется подозрительно актуальным. С праздником, работники свободного радиовещания!
"...Ностальгия по бодрым 60-м. Вечно омерзительный «Большой брат». Вечно актуальная история взросления. И вечно живой, несмотря на то что уже неоднократно объявлялся мертвым, рок-н-ролл. И конечно, само радио — единственное медиа, которое способно так ненавязчиво проникать в сознание, и первое, которое подарило ощущение интерактивности: голос, который тихо говорит в микрофон, слышен за сотни, а то и тысячи километров..."
Во как! Несколько тысяч километров!
Была ли это первая пиратская радиостанция? Нет, конечно.
Родиной пиратского радиовещания считается Дания. Еще в 1958 году там заработала нелегальная станция Radio Mercur на рыболовецком судне, стоящем на якоре у острова Вен. Штука в том, что человек, вещающий из нейтральных вод, уже не попадает
в список "радиохулиганов". Его нельзя судить по законам той страны, где живут его
радиослушатели.
"....Постепенно вещающие в лёгком, доступном формате и ориентированные на молодёжь плавучие оффшорные станции заполонили нейтральные воды. С дрейфующих судов вещали Radio Veronica, Radio Nord, Radio Caroline, множество других. Radio London, на котором оказался Пил, было основано группой техасских нефтепромышленников и также вело вещание с корабля. Многие его передачи, а в том числе и Perfumed Garden Джона Пила, приобрели статус культовых, тем более что руководство давало ему возможность включать в программу музыку по личному выбору. Это была одна из самых популярных радиостанций тогда - настоящий голос хиппи-андеграунда. К той давней поре относятся первые "открытия" Пила, и в эфире впервые прозвучали композиции The Doors, Pink Floyd и Jimi Hendrix... А такие динозавры рока, как T-Rex, могли бы навсегда исчезнуть с музыкальной сцены, неподдержи он их тогда! .."
Радиостанции вещали-вещали.. Наконец, стали столь популярными, что вмешались бизнесмены, дабы лакомый кусочек не уплыл в море в прямом смысле слова))
"...Открытием самой популярной из радиостанций — Radio Caroline — история обязана ирландскому предпринимателю Ронану О’Рохилли, который был также менеджером нескольких музыкальных групп. Caroline открылась на судне, которое отошло от берегов Британии на несколько десятков километров в нейтральные воды и начало вещание с песни Beatles «Can’t buy me love». Оно набрало аудиторию в 7 млн слушателей уже за три недели..."
http://www.chaskor.ru/p.php?id=6074
И началось..
"....В начале 60-х пиратские радиостанции появлялись как грибы после дождя: Radio Atlanta, Radio Sutch, Radio Noordze, Radio Invicta, Radio Free Yorkshire, Radio Red Rose… Все радиостанции находились в нейтральных водах. Они не принадлежали ни одному из государств и всем одновременно. В радиусе сигнала, конечно.
Радиобум объяснялся довольно просто. Радикальный консерватизм и ханжество официальных массмедиа нагоняли тоску и стимулировали на поиски. Кроме того, легальные радиостанции платили авторские взносы правообладателям и крутили только одобренную свыше музыку. Стоит ли говорить, что репертуар был скуден и однообразен чуть более чем полностью?..."
"...В итоге аудитория пиратских станций в считанные месяцы вырастала с нуля до пары миллионов ежемесячных слушателей, что позволяло их владельцам плавно переходить на коммерческий формат. В конце 70-х — начале 80-х в музыкальной культуре начинается эпоха ди-джеев. Пираты всегда имели острый нюх на талантливых и перспективных. Они первыми стали приглашать ди-джеев в эфир, чтобы те крутили пластинки.
Особой любовью к многочасовым DJ-сетам прониклись голландцы. На Radio Veronica и Radio Stad Den Haag среди ди-джеев стали проводить конкурсы миксов. Самых талантливых брали на работу. Кстати, Пит Тонг, Дэнни Рэмплинг, Джайлс Питерсон, Джон Пил и другие члены европейского клуба "ди-джеи от 35 и старше" — все они начинали свою карьеру на пиратских станциях..."
http://www.infosel.ru/news/detail/1801.phtml
"..В то же время развернулась знаменитая история с «Радио Эссекс». Один отставной майор разместил своё оборудование на стальной морской платформе, служившей ранее базой британских ВВС, поставил там генератор, дом, и не только вёл широкомасштабное вещание на Англию, но и провозгласил свой "остров" суверенным Княжеством Силэнд. Дело дошло до собственной конституции, паспортов и марок; а впоследствии до перестрелок и прочих военных действий... Таким образом, раздолбайские масс-медиа встали поперёк горла властям всей Европы - в итоге к 1966 году был срочно составлен и подписан межправительственный договор, а пиратские лодочки стали "топить" всеми способами. По английскому законодательству теперь за подобную деятельность полагалось до двух лет тюрьмы! .."
Да-да-да.. И на английском радио в те годы царил официоз - Би Би Си
гнало если не "Лебединое озеро", то какую нить вялотекущую классическую музыку.
После массового внедрения "пиратских радиостанций" Би Би Си пришлось изменить политику.
"...Важной причиной закрытия этих станций (пиратских) стало то, что руководство Би-Би-Си изменило свою политику, появилось несколько каналов, ориентированных на разные темы и аудитории, и в том числе - канал Radio 1, посвященный поп-музыке. 14 августа 1967 года пираты капитулировали и Джон Пил попрощался со своими слушателями. Он сошёл на берег, немного поработал в клубе "Средиземье", и вскоре появился на новоиспечённом канале Radio 1 - с музыкальной программой Top Gear. И за следующие 37 лет обыкновенный ди-джей вырос в фигуру поистине национального значения!..."
http://www.dark-city.ru/peelmemorial.html
Правда, красивая картинка?))

Теперь несколько слов о радиопиратстве в СССР
В СССР все было немного по иному - география нашей страны накладывает ограничения.. Все-таки, мы не островное государство))
Итак, цитаты истории... Однако я призываю очень избирательно читать -
много бреда, как вы сами понимаете.
"...Всё началось в конце 1950-х годов. Тогда вдруг оказа­лось, что для повышения урожайности кукурузы на полях необходимо забрать у советских коротковолновиков один из их диапазонов. А именно диапазон "160 метров". Диа­пазон передали Министерству Сельского Хозяйства, а радиолюбителям было предложено перерегистрировать­ся и уйти с диапазона. Многие так и сделали. Но некото­рые или не смогли (по разным причинам) или восприняли такое самоуправство чуть ли не как личное оскорбление. Эти ребята решили остаться на диапазоне. Они сменили свои официальные позывные, больше похожие на номе­ра (вроде РБ5АБ), на "очеловеченные" позывные-имена. Например: "Серпантин", "Резонанс", "Удача" и т.п. В эфи­ре зазвучало: Всем Свободным Операторам! Я - "Весё­лый Роджер". Кто слышит - ответьте". .."
"...Радиопиратам (из соображений безопасности) приш­лось перейти в диапазон Средних волн. Благо средние волны вплотную примыкают к "сельскохозяйственным", или технически грамотно - "промежуточным". Теперь Сво­бодных Операторов можно было услышать и на обычный бытовой приёмник. Начался следующий этап.
Я долго пытался узнать имя или позывной того челове­ка, который придумал схему, ставшей в то время класси­ческой радиохулиганской "шарманки" - передающей приставки к обычному ламповому приёмнику, позволяю­щей превратить его в приёмно-передающую средневол­новую радиостанцию. Схему настолько простую, что сде­лать её под силу даже пятикласснику. И делали! В движе­ние активно влились молодые ребята, школьники, для ко­торых эта самая "шарманка" стала первой самостоятель­но собранной конструкцией..."
"..Радиохулиганы разделились как бы на две категории: "дальнобойщиков’’ - имеющих мощные передатчики, больше интересующихся проведением дальних связей (тысячи км.), и "шарманщиков" - с радиусом действия в пределах своего населённого пункта. Будем "дальнобой­щиков" и "шарманщиков" далее называть так, хотя в раз­ных регионах бытовали и другие термины-определения.
Основным видом деятельности шарманщиков было «гонять музыку». Деятельность эта, надо сказать, была востребована обществом! Не секрет, что советское ра­диовещание не особо баловало слушателей разнооб­разием репертуара. Магнитофоны, тем более - перенос­ные, в дефиците. А здесь какой-нибудь "Комиссар" или «Дымок» транслирует новинки западной эстрады, полу­запрещённого Высоцкого и т.п. Можно было взять прос­тенький "транзистор" и отдыхать на природе под совре­менную музыку.
Власти, естественно, боролись с радиохулиганством, как могли. Незаконное изготовление и использование пе­редатчиков квалифицировалось по статье 206 УК РСФСР (хулиганство) - от штрафа 50 руб. до 1,5 лет исправительных работ.
Алекс. Автономное действие.
Источник: журнал «Автоном»,№23. Зима 2004-2005.

"Автономщики" вообще склонны "привирать", не исключение и выше цитированный Алекс. Штука еще и в том, что "простенький радиоприемник" никак не принимает частоты выше или ниже вещательных.. Вот так то.. уважаемый господин Алекс.
Конечно, его сведения вызывают вполне обоснованные сомнения, ну да ладно.. Понять автора можно - хочется челу, чтобы в СССР "вещали" сотни "радиопиратов"
на сельскохозяйственные земли.. пусть так и будет)) Вопрос только один - кто их слушал то, кроме тех же людей в черном?
Кроме того, негоже смешивать "радиопиратов" с "говнителями", радиохулиганами и пр людьми сомнительного поведения.
Более правдоподобный (однако с явными ошибками!!!) обзор приводится вот здесь
"....Исторически так сложилось, что в бывшем СССР не существовало ни коммерческих, ни пиратских радиостанций. В 60-х все вещание осуществлялось только на Гостелерадио. Музыкальный репертуар был небогатым и в массе своей убогим, в то время как на загнивающем Западе общественность отплясывала рок-н-ролл и слушала джаз. Все эти музыкальные вольности советскому человеку были недоступны: любые сигналы извне надежно глушились. Пиратское радио появилось гораздо позже — в 80-х годах. И очагом субкультуры стал город-герой Ленинград.
Центрами радиопиратства принято считать Купчино, Гражданку, Веселый поселок, Пушкин. Радиус приема пиратских радиостанций — от нескольких сотен метров до нескольких районов города. Средняя продолжительность жизни — 2-3 года. Формат пиратских станций в массе своей можно охарактеризовать как интерактивно-музыкальные, с явным уклоном в сторону болтовни..."
http://www.infosel.ru/news/detail/1801.phtml

И здесь мы видим много неточностей - краем уха слышали, но не врубились.
Конечно, "настоящая" история русских пиратов наступает с перестройкой.
Почему? В стране уже почти хаос и формируется "рынок". Ныне можно купить
любой трансивер - хоть списанную военную технику. Были бы деньги.
Истории с сайта http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=15462
"...Я в своё время (1992-1999гг) занимался пиратским вещанием. В пик "радиохулиганской активности", пришедшийся на 1995 год в эфире нашего небольшого города с населением ~200 тыс. человек регулярно работали до 25 станций. По слухам, УКВ движение у нас зародилось ещё до 1985 года, когда энтузиасты использовали поголовно ламповые передатчики на частоты в районе 66МГц. Стоит упомянуть, что на средних волнах (1600КГц)"включались" с незапамятных времён вплоть до середины 90-х, когда этот диапазон вымер благодаря уходу большинства из радиохулиганства и переходу меньшинства на УКВ. При мне УКВ движение расцвело во всей своей красе, к чему я приложил свою руку, денно и ночно просиживая перед микрофоном в эдаких "голосовых чатах" (HAM's меня поймут) и часами транслируя обожаемый тогда мною тяжёлый рок.В году 95-96 устраивали даже радиоэкспедиции. Представляете, одновременно, предварительно договорившись о времени, нас слушали два человека в разных городах, один на удалении 35км, а другой - 40км. В результате на закате, когда проявляется тропосферная рефракция, хорошо шли даже станции с 3-мя ваттами на выходе и с высотой подвеса менее 10 метров. Проводились опыты по связи с автомобилями, устраивались сеансы связи из полевых условий.Частоты преимущественно использовались 67-68,5 МГц. У многих были стереокодеры отечественной системы OIRT. Ну а пиратских телестанций было аж 4.Я участвовал в запуске одной из них. При мощности 4 вт видеосигнал с неплохим качеством принимался в километре. Так же были попытки работать на новом тогда диапазоне FM. Аппаратура была разная. Первое QSO у меня было с транзисторным передатчиком, имеющим на выходе КТ315, балконной антенной в виде диполя по 1,1 в плече и японским "двухкассетником" на приём. При частоте 67,5МГц с отвратительной слышимостью меня приняли на удалении 2 км! ..."

В годы "ельциновского беспредела" наступает самая настоящая "эра пиратского радио в России".
В РФ уже есть Интернет, радиослужбы всего мира потихоньку переходят на ВЧ диапазоны, "ночные" КВ становятся никому не нужными...
Но "радио" всегда остается "технической штукой". Для того, чтобы собрать передатчик или приемник, нужны знания и навыки. Поэтому "пиратское" радиовещание в начале
90 годов плавно перетекает в любительские диапазоны. Почему так?
Именно на этих "волнах" и работают любительские трансиверы.
Итак, прикольные истории любительского радиовещания в России
"....Жил-был UA3BJ и захотелось ему устроить самостоятельное вещание прямо из дома. О возможностях пеленга он знал прекрасно,потому решил все делать официально. Выкупить частоту недешево, особенно для пенсионера, но случился
кризис 90-х, деньги стремительно обесценились, доллар подорожал,и в конце концов ему удалось получить лицензию. Редкий случай,когда не государство
имеет гражданина, а он государство.В момент кризиса в ГИЭ не успели сделать перерасчет, и денег хватило.С тех пор он вещает каждый день на частоте 3.923мгц АМ в 0 часов МСК,в 0:35 переходит в телеграфный режим (а1а) для краткого повтора информации.Мощность до 50вт. Наверно многие
слышали "Самородинка" радио,вещание авторское,политически самостоятельное.Вторая частота чуть ниже диапазона 14мгц,но это нерегулярно.
Сам автор-личность незаурядная,очень живой ум,несмотря на возраст.
Многие ошибочно считали его пиратом и удивлялись,что его еще не поймали
за открытую критику власти и т.д. Я тоже сомневался,пока не увидел ту самую лицензию...
(инфа с сайта http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=15462)
"...Если говорить про пиратское РАДИОВЕЩАНИЕ, то да, 1600-1800 кГц вымерли. Но нельзя говорить, что там никто не работает. Работают, как по месту днем, так и на "даль". Я сам туда иногда подхожу ночью. А музон если и можно там услышать, то совершенно случайно. Самая прелесть диапазона 1600-1800 как раз в том, что это действительно БРОСОВЫЕ частоты. Причем уже очень и очень давно. Можно качать практически любые мощности. Служебных станций там нет, контроль этого участка также не ведется. В некоторых странах там могут работать радиовещательные станции...."
"....какой там надзор. сейчас вообще всем по барабану. я не про города говорю. В нашей стране 90% сельской местности - не имеет радиовещания.
Я имею в виду УКВ. вот взять мой полугород - поселок. население 15 000 человек - радио УКВ нет вообще, и два канала телевидения.
вот все на спутниковых тарелках и сидим.
"...делал лет 8 назад - УЧВ ЧМ передатчик на ГУ-50. серьезный аппарат - ватт 15 уверенно выдавал.
лет пять музыку вещал. и ничего - идешь по поселку - слышишь из проезжающей мимо машины твоя байда душу согревает. Народ как-то привык.
Потом надоело. Появились мощные плееры - и все заглохло само собой. а потом и передатчик вместе с кучей хлама - сгорел в подвале.
я к чему - масса народа в местах отдаленных от развитой цивилизации - например какой рудник, прииск, да просто крупная деревенька.
и им такая вещь - была бы кстати. одного ватта - за глаза. У меня в телефоне - радиоприемник. а слушать нечего..."
http://www.radioscanner.ru/forum/topic644.html
С развитием Интернет радиопираты получили возможность а) быстро и эффективно
строить передатчики б) оповещать своих слушателей.
Дей-но, "головная боль" радиопирата - как набрать слушателей. Ведь не каждый радиослушатель, тем более, не радиолюбитель.. мониторит эфир.
"Прорыв", судя по всему, наступает в 2000 году.
Цитируем...
"...В одном только Петербурге насчитывается от одного до двух десятков некоммерческих радиостанций. Кроме радио «Максимум» или, к примеру, «Европы плюс» на FM-волнах качаются многочисленные любительские объединения: «Радио ОК», «Радио Комета» и т. д. и т. п. (попадаются смешные названия, например, «Радио Агдам» или «Волосатое радио», или вот еще — «Радио Сгущенка»). Вещают они нелегально, вклиниваясь в свободный диапазон, что само по себе является нарушением закона. В эфире ведут себя так, как считают нужным, и музыку ставят такую, какую любят сами. .."
"...Вот история (судя по всему, правдивая) «Радио Камертон», выложенная на их сайте (орфография сохранена): «Однажды вечером, Я как всегда пил Порт­вишок и крутил ручку приемника, и вдруг, случайно наткнулся на какое-то радио, которое называлось «Энерджи». Потом я приделал антенну к приемнику и услышал ещё несколько пиратских радиостанций. Слушал я, слушал, и подумал, а не собрать ли мне свою радиостанцию. Так как знаний в этой области наук у меня не было, я начал усиленно изучать всяческую литературу по радиотехнике. Потом я собрал свой первый передатчик на основе китайской рации… Когда я попробовал принимать телефонные звонки, ко мне дозвонилась соседка и сообщила, что слышит меня на канале ОРТ и попросила убраться из телевизора. …Но я не остановился на достигнутом и …10 октября 2003 года… вышел в прямой эфир с приемом телефонных звонков и окрестил свое детище «Камертон». По-моему, крайне симпатично..."
"...В общем, радиостанций много. Другое дело, что живут они недолго. Маленькие станции — год-полгода, те, что посолиднее и пооснащенее, — от 2 до 5 лет. Причин тому масса: от степени увлеченности основателей до технических возможностей. Кто-то вещает с небольшой мощностью, кто-то «жарит» по полной программе, на хорошем уровне. Радиус охвата может быть как в пределах микро­рай­она, так и значитель­но шире. (Игорь, РадиоExtreme: «На проспекте Просвещения есть «Радио Бест», я у себя в Коммунаре его запросто ловил».)
Источник: газета «Санкт-Петербургский курьер»
http://dspa.info/content/view/54/109/
Отзывы о пиратских сайтах:
"...Сайт был классный. "Волосатый Микрофон" и «Бородатый Холодильник» в октябре его очень лихо обновили. Сделали WAP-вариант даже. По проводному пиратскому радиовещанию там, правда, равных этому сайту нет. Ну а по FM-вещанию только начиналось. Очень все подробно и технически грамотно было расписано о постройке передатчика. Добавили в октябре больше информации. «Волосатый Микрофон» даже антенну свою сфотографировал и там фотку разместил. Я думаю, что это временно прикрыли, сами материалы в электронном виде есть, поэтому где-нибудь в другом месте восстановят"
"...История повторяется. Мне ещё отец рассказывал, как они по малолетству в 40-х годах по ночам пиратским радиовещанием занимались. Потом я в 60-х повторял его подвиги в трансляционной сети. Оказывается и сейчас такие энтузиасты остались и тема до сих пор живая...."
"...Пиратское радио в Питере конечно контролируют, но мы вещаем уже 4 года на большой мощности, перекрывая пол Питера, и всё ок!
Главное меру знать и в коммерческих целях эфир не использовать и можно жить.
http://radiobest.nm.ru
Замечу, причины расцвета радиопиратства те же самые, что и в Англии 60-х годов -
засилье попсы.
"...ы :))))) вот закрылось радио ультра, у моей станции было 2-3 SMSящих слушателей и еще человек 5 которые слушали когда как. в понедельник, после выходных когда закрыли ультру, на SMS номер навалилось разом (!) ещё человек 10-12 которые раньше типа не слушали :)))) Вот она и популярность. А мощи у меня 10-50 мВт и антенна на стене дома, 15 метров до земли..."
"...Народ после закрытие ультры у меня слушателей больше 160 человек а было 10-15 у меня телефон не выдерживает закакзы!!!!!!!
Пришла мечта я стал знаменитым на все сев бутово эхххх..."
"...В Красногорске вещала станция пиратская ок. 96 с чем-то Мгц(точно не помню), очень качественный стереосигнал, крутили музыку разную, я ради интереса сделал заказ по СМС))), все получилось. Хороший способ обратной связи со слушателем и скрытный опять же. Какие-то студенты МИРЭА развлекались, молодцы).."

Самое любопытное (на мой взгляд), что кроме радиовещания... сейчас делаются попытки организовать пиратское телевещание. Ниже некоторые любопытные подробности.
Автор: Олег Киреев
Опубликовано 06 июля 2004 года
"...Тактическое телевидение - это телевещание, организуемое социальными активистами с помощью мини-передатчиков и принимаемое обыкновенно в пределах не более чем нескольких городских кварталов. Тактическое ТВ полулегально. Оно работает на маломощных передатчиках или перехватывает сигнал спутникового или кабельного ТВ.
Как правило, операторы тактического ТВ действуют "на улице" - то есть передают новости о происходящем в городском пространстве (например, об антиглобалистских демонстрациях) или о проблемах города, района, коммьюнити и т. п. Отчасти поэтому главное объединение ТВ-активистов, включающее более двух десятков различных ТВ-инициатив, получило название Telestreet. Кроме Telestreet, следует отметить крупнейшее на данный момент Candida TV..."
"...В 1976-м в Болонье возникает пиратское Radio Alice - одна из первых ласточек автономистского движения, проповедовавшего захват автономных территорий. Оно быстро становится новым левым авангардом, эмансипируясь от консервативной Итальянской коммунистической партии (ИКП). "ИКП оказалась не в силах осознать потенциал использования новых технологий, - рассказывал мне в сентябре прошлого года Франко Берарди "Бифо" - один из основателей Radio Alice, философ, автор массы книг о революции и новых технологиях, а также соавтор французского психиатра Феликса Гваттари. - Она осталась за пределами понимания новой информационной парадигмы. Поэтому в середине 1970-х, когда у нее была возможность поддержать и использовать движение пиратских радио, - она отказалась это сделать, аргументируя свой выбор тем, что таким образом будет нанесен удар государственной монополии на телерадиовещание, а государственное теле- и радиовещание - это "все же лучше", чем приватизированные средства массовой информации...."
"...А в июне 2002 года в Болонье, всего в паре кварталов от бывшего штаба Alice, начинает вещание его "незаконнорожденный отпрыск" - Orfeo TV. Считается, что именно Orfeo породил по всей стране цепную реакцию, приведшую к образованию Telestreet: первая совместная акция 28 тактических ТВ-станций - одновременная трансляция одной видеозаписи - произошла 22 февраля прошлого года.
На telestreet.it большинство станций имеет свои версии-клоны, но упор делается не на Интернет, а на то, что по-английски называют neighbourhood и community. Активисты стараются сделать по-настоящему демократическое вещание, а не каналы "для своих"..."
"...Манифест, написанный Маттео Паскуинелли, заявляет о необходимости построения общественного ТВ, управляемого городскими сообществами; об отказе от общегосударственных программ в пользу городских; о "новом муниципализме" и экономической автономии без коммерции (чтобы не повторить ошибок 1970-х, когда пиратские радиостанции фактически расчистили дорогу коммерческим). Если присмотреться, манифест является ни много ни мало проектом революции..."
"...После прошлогоднего фестиваля next5minutes, уделившего итальянскому опыту целую секцию под названием "Лаборатория Италия", тактическое ТВ появилось в Швейцарии (ProxyVision) и в Голландии. Но главное, что продемонстрировал фестиваль, - это вдохновляющую роль культурно-технологического обмена, когда страны западного мира сообщают свой опыт мировой "провинции" и получают его обратно в "переработанном", улучшенном виде. В подтверждение этого лондонский журнал Mute недавно сообщил о развитии тактического ТВ La Piquetera в Аргентине.
Аргентина..."
- Из журнала "Компьютерра" от 22 июня 2004 года.
http://www.computerra.ru/focus/34533/

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
a_iv
Sep. 3rd, 2009 11:55 am (UTC)
Я помню в 70-х периодически прокручивали по телевизору документальные кадры с "задержанием радиохулиганов": милиционер в шинельке и волосаный паренёк с катушечным магнитофоном и самодельным ящиком. Как фон шёл записанный с эфира голос, "западная музыка" и комментарий диктора об "оскорблениях" и "помехах авиации" и т.п. Я не знаю, насколько это было распространено, но довольно частая трансляция по телевиору говорит, что проблема "пиратских радиостанций" в СССР была и она занимала власти до такой степени, что они при помощи рекламного ролика обращались к бдительным согражданам.
caps_lo
Sep. 3rd, 2009 12:46 pm (UTC)
Добрый день. В СССР была (относительная) проблема не с "радиопиратами", а с радиохулиганами))
Это абсолютно две разные категории лиц. Кстати, радиохулиганы до сих пор
тусуют в эфире и их легко слушать, если есть соответствующий приемник. В Москве без проблем на 433 Мгц и чуть выше каждый день.
Разница между этими категориями "неформалов" колоссальная, она сразу
видна без филологического анализа текста)) Иными словами, радиохулиган (он же "говнитель", в том случае, если "мусорит" на частоте, например, таксеров)
ограничивается маловразумительными комментариями на темы бытового анального секса, а "классический" радиопират пытается построить "эфир": иногда новости,
музыка, попытка рассказать о модных течениях и т.д. Кроме того,
радиохулиган вещает (как правило) на любительских диапазонах, а радиопират -
на вещательных. Ссылки я вверху дал, там все прозрачно - смысл радиопиратства в том, чтобы человек, имеющий бытовой приемник, мог послушать "передачу".
К слову сказать, радиопираты нашего времени даже принимают "заказы" на музыку через СМС сообщения.

Прим. "Граждане" особ то не нуждались в роликах, штука такая - любой трансивер, особенно любительский, дает небольшую (или большую) помеху телевизору - старушки пачками жалобы писали (и пишут) на радиолюбителей.
Но, конечно, я допускаю, что были какие-то станции, где операторы пытались еще в 70-х годах "создать любительскую вещательную станцию". Однако есть большие сомнения, что сей опыт а) известен б) получил распространение
a_iv
Sep. 3rd, 2009 01:19 pm (UTC)
Я к тому, что тогда именно музыка больше "ложилась на ухо" и работала на запоминание ролика. Может сейчас это звучит дико, но тогда музыкальный фрагмент любой длительности запрещенной группы был неким репером, от которого строились целые идеологические пассажи. Соответственно была выдана санкция на включение её в озвучку ролика о "радиохулиганах". Причем прием шел как раз на радиовещательных частотах, поскольку через телеэфир обращались не к специалистам, а к населению. (напомню - это СССР 70-х и параллельный расцвет кампусного вещания в США и Британии).
caps_lo
Sep. 3rd, 2009 01:42 pm (UTC)
Тут трудно говорить, не зная "фактуры" - я слушал когда-то записи "проводного" радио, кое кого из пиратов - у меня есть некое убеждение, что сегодня многие журналисты по незнанию просто
"фальсифицируют" историю. Конечно, сравнивать, скажем, Радио Каролина" и попытки подростка с магнитофоном выдать на лампу "передачу" - это не серьезно..
Думаю, тут сказывается "география" - "там" была возможность (правовая) вещать с нейтральных земель. У американцев вообще каждая школа по традиции имеет свое "радио"..
К слову сказать, в Интернет очень много записей тех же радиохулиганов и радиопиратов.
a_iv
Sep. 3rd, 2009 01:48 pm (UTC)
Мне сложно фальсифицировать историю и я говорю только о своих детских воспоминаниях, где были четыре артефакта: черно-белая картинка, редкий, по тем временам, катушечный магнитофон, хаер задержанного за "радиохулиганство" и кусочек музыки подложенный под голос записанный с эфира. Истиной мог бы стать сам ролик, но кто его найдёт в фондах ВГТРК? ))))
caps_lo
Sep. 3rd, 2009 01:56 pm (UTC)
Дык. Ролик найти можно.. как думаю - надо бу посмотреть свои архивы. Я, конечно, грил не о "личной неправде", - о тенденциях в журналистов искажать в угоду "масс" историю)) Ну как то так..
В 70 годы катушечные магнитофоны уже вовсю выпускались, были даже переносные модели. Например, "Орбита" с батареечным питанием.
a_iv
Sep. 3rd, 2009 02:08 pm (UTC)
Дороги они были - по идеологии СССР "средство изъятия избыточной денежной массы у населения". Как я помню, стоимость не самой лучшей отечественной катушечной модели 220 / 240 рублей, две полные средние месячные зарплаты. Переносные были, но их надёжность оставляла желать лучшего - плохая механика и низкая мощность мотора при большой неточности изготовления бобин и отвратительном качестве плёнки на тянущейся основе. Я помню в 80-х умельцы делали специальные станки "распускавшие" широкую магнитную пленку "AMEX" и "AGFA" использовавшуюся в накопителях ЭВМ. Записи "на костях" не застал, хотя они некоторое время выпускались практически официально в студиях "музыка-почтой", но там был утвержденный каталог от которого они не уступали.
caps_lo
Sep. 3rd, 2009 02:30 pm (UTC)
Ну дык. Впрочем, по ценам там разное было - например, частенько в продаже
появлялись уцененные модели. Так, я в 84 году в знаменитом Пионере
купил за 75 руб кассетник "Парус" (201, кажется, стереофонический, кстати). Это лишь пример.
Скорее, вопрос надо ставить не о дороговизне, а о "удобстве", "качестве" юзания.

--- Записи "на костях" не застал, хотя они некоторое время
выпускались практически официально в студиях "музыка-почтой"

Нет, не совсем так. У меня есть коллекция "записей на костях".
"Классическая" запись на костях - это на пленке, которую использовали
врачи рентгеновских кабинетов. 40-50 годы. У меня, например, сохранились записи
запрещенного Петра Лещенко. Посему я бы запись на костях относил к раннему периоду музыкального самиздата.
А вот "музыка почтой" писала уже на пластинках "а ля открытка" - у меня сохранились тогдашние записи "Битлов")) Это уже 50-70 годы и позднее. Список был, но в провинции частенько на него не смотрели - плати деньги и получай, что хошь..
Особенно в курортных городах, где вообще всегда процветала "коммерция" - пляжные фотографы и т.д.

Прим. В 87 я работал в Выч центре - лента в накопителях ЭВМ очень своеобразная, ее юзать на магнитофонах - неправильно. Здесь, скорее, вопросы "доставаемости" играли. Если чел работал в ВЦ, ему было легко взять ленту, она после некоторого кол-ва перезаписи должна была "утилизироваться". Теряла характеристики.
Но что-то еще с ней можно было сделать
caps_lo
Sep. 3rd, 2009 01:47 pm (UTC)
http://www.radiocaroline.co.uk/
кстати, ссылка ..
Правда, ссылок много, но вот эта показательна - все-таки "пиратское радио" имеет идеологию
a_iv
Sep. 3rd, 2009 01:59 pm (UTC)
спасибо за ссылку
caps_lo
Sep. 3rd, 2009 02:01 pm (UTC)
http://www.rubtsovsk.ru/culture/reshet/page03.htm
видимо, похожая история - тут в подробностях грится о попытках сделать "пиратское вещание" и что из этого получалось. Как раз "длинные волосы" и все такое..
a_iv
Sep. 3rd, 2009 02:22 pm (UTC)
Да именно это время. Лет на пять-десять раньше был "изустный рок'н'ролл" - некий набор песенок, которые напевали пионеры без вожатых. Особо слов не помню, единственная сохранившаяся в памяти "Фантом" перепетый "Чиж и Ко" - приблизительно 72-73 годы. )
caps_lo
Sep. 3rd, 2009 02:36 pm (UTC)
Кроме "летчика на Фантоме" есть еще один Фантом - 309))
Чисто хипповая байка.. вот, в переводе

ФАНТОМ 309

На Западном побережье пытался срубить я денег
Но ни хрена не вышло, не повезло и все
В общем устал я бродяжить
И решил податься домой, на Восток.

За пару дней я порядком проехал
И думал, что если и дальше так будет то доберусь домой за неделю
Но на третью ночь мне не повезло - застрял неподалеку от какого-то городишки
На каком-то холодном перепутье, под дождем.

Я был голоден, замерз и к тому же простужен
И когда я увидал как с холма спускается какой-то грузовик
То, Господи, как я рад был услышать скрип тормозов
И поскорей забраться в эту теплую кабину.

За рулем сидел здоровяк, за сотню весом
Он пожал мне руку и ухмыльнувшись сказал -
"Меня зовут Большой Джо". Я тоже представился.
Он добавил - "Моя тачка называется Фантом 309"

Я поинтересовался - а почему такое странное имя
Он ответил - "Сынок, мой старый Мэк всех уделает
Здесь любой водитель на чем бы он ни ездил
Все равно меня не догонит, только хвостовые огни и увидит."

В общем долго мы так ехали
Пока наконец не показалась забегаловка.
И он сказал - "Извини, но я дальше не могу,
Мне надо на поворот."

Он затормозил и протянул мне 10 центов
Сказав - "Выпей чашечку, Большой Джо угощает"
И когда он взревел своим мотором
То исчез в одну секунду.

Я зашел в харчевню и заказал кофе
И сказал официанту, что меня подбросил Большой Джо
Вот тут наступила гробовая тишина
И его лицо побелело.

Я что-то не то сказал, спросил я с кривой усмешкой?
Он ответил - "Да нет, все нормально, такое случается время от времени
Тут каждый знает Большого Джо
Но, дай-ка я расскажу тебе, сынок, о том, что случилось лет 10 назад."

На том вот перекрестке, где ты его сегодня тормознул
Ехал как-то школьный автобус с кучей ребятни
И они были точно по центру, когда Большой Джо вылетел из-за холма
Еще чуть-чуть - и там была бы просто бойня, но он успел отвернуть руль.

Он потерял управление, заскользил и вылетел с дороги
И отдал свою жизнь чтобы спасти этих детей
И на этом перекрестке кончился маршрут
Большого Джо и его Фантома 309

Но иногда, разных бродяг типа тебя
Большой Джо время от времени подвозит.
Так что вот тебе еще одна чашка и забудь про деньги
Сохрани их на память о Большом Джо и Фантоме 309

caps_lo
Sep. 3rd, 2009 02:39 pm (UTC)
Ссылка на историю полностью http://www.proza.ru/2001/10/30-47
trans_99
Sep. 4th, 2009 09:33 am (UTC)
"Итак, несколько лет назад в российский кинопрокат вышла «Рок-волна» — комедия о безбашенных и героических сотрудниках британского пиратского радио".
Это о какой "Рок-Волне" речь идёт". Есть фильм "The Boat That Rocked" 2009 года в российском прокате "Рок-Волна" Премьера в Британии 1 апреля 2009 года. Российская премьера 30 апреля 2009 года. Откуда "несколько лет"?
caps_lo
Sep. 4th, 2009 09:39 am (UTC)
Да, ощибочка - "несколько месяцев" - она вроде как в прокате с 30 апреля только. Я по дате смотрел и не проверил
( 16 comments — Leave a comment )